Тантра, или "тайное учение", именующийся также "учение о трех таинствах"
мысли, слова и дела,- ответвление от древа буддизма, который делится в целом на
два направления - путь большой колесницы (Махаяна) и путь малой колесницы
(Хинаяна).
Тантризм или же тантра йога родилась в Индии к середине I тысячелетия нашей эры. Создателем его
считается мудрец Асанга из секты йогачара, впервые объединившийся мистическую
практику ведийской йоги с положения буддизма Махаяны. Учение было запечатано в
текстах (тантрах), содержащих в месте с философскими и
космогоническими построениями еще и указания к тайным действам, цель которых в
слиянии личности со вселенским Единством и Великой Пустотой. К VII - VIII вв.
Тантризм делится на два направления: тантра йога Левой и Правой руки.
Левая рука или "ваджраяна" укоренилась в Тибете и дала богатый урожай
парапсихологических и оккультных феноменов. Это направление характеризуется
крайним экстремизмом и сексуальными оргиями, связанных с культом женских божеств.
В Китае и Японии получил распространение тантризм Правой руки, значительно более
умеренный и проповедующий философское слияние мужского и женского.
Кардинальным тезисом тантризма было признание трех таинств - мысли, слова и
дела - нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной. Концепция
предполагала, что мысль, слово, дело - есть различные проявления действительности
Единого "самата". Следовательно, постижение Единого достигается медитаций,
заклинаниями и физическими акциями. В свою очередь, единство имеет свою
манифестацию в телесном, физическом мире ("Телесная мандала") и в
метафизическом мире ("Алмазная мандала").
|
|
Путями к постижению единого и к слиянию с Великой пустотой, было чтения мантр,
произнесение магических словесных формул (мантр) и воспроизведение
магических жестов (мудр). Правильное сочетание путей - обретение
сверхчеловеческого могущества.
В "Сутре Великого Будды Вайрочаны", каноническом памятнике тантризма, сказано:
"Следует знать, что тело именно тогда и станет телом Алмазной
мудрости, когда уподобится ваджре, оружию богов,- тогда лишь станет оно крепким,
истинно непоколебимым."
Важным аспектом в практике эзотерического буддизма было чтение извлечений из
сутр (дхарани). В начале и в конце, а иногда и в середине дхарани
содержались магические созвучия - мантры, часто даже не имевшие никакого
семантического значения. Особенно большая роль отводилась мантрам в тибетском
буддизме, но влияние из заметно также в китайском и японском тантризме, от
которого протягивается нить ко многим воинским искусствам. Отголоски учения о
мантрах легко обнаружить в теории цюань-шу, кэн-до, айки-до и карате. Чтение
мантр обычно сопровождалось медитацией на мандалу, условную структурную схему
макро- и микрокосмоса (схематическое изображение - янтру).
|
|
Согласно догматам тантризма, звучание мантр вызывает в теле вибрационные
колебания, различные ритмы которые могут порождать те или иные состояния разума,
сознания. Мантры представляют собой также объекты медитации для разума. Их
истинный смысл познается в процессе медитации за счет "прорастания семян - биджа",
заключенных в созвучии.
Широко известна тибетская мантра "Аум манэ падмэ хум"
(О! сокровище в лотосе!) способна проникать во все шесть сфер
бытия и обеспечивать освобождение от бесконечного цикла рождений и смерти. Все
звуки этой мантры соотносятся с определенными цветами: "Аум" - белый,
"ма" - синий, "нэ" - желтый, "пад"
- зеленый, "мэ" - красный, "хум" - черный.
Цвета перекликаются с соответствующими стихиями и силами в природе.
Слова и мысли соприкасаются так же близко, как звук и жест. Спокойствие,
бесстрашие внимательность - всего можно достигнуть в слиянии с Единым мировым
началом через дхарани, мантру и мудру, дополненные медитацией.
|