+   ОБУЧЕНИЕ
+   МАНТРЫ
+   РАЗНОЕ

Тантризм

Тантра, или "тайное учение", именующийся также "учение о трех таинствах" мысли, слова и дела,- ответвление от древа буддизма, который делится в целом на два направления - путь большой колесницы (Махаяна) и путь малой колесницы (Хинаяна).

Тантризм или же тантра йога родилась в Индии к середине I тысячелетия нашей эры. Создателем его считается мудрец Асанга из секты йогачара, впервые объединившийся мистическую практику ведийской йоги с положения буддизма Махаяны. Учение было запечатано в текстах (тантрах), содержащих в месте с философскими и космогоническими построениями еще и указания к тайным действам, цель которых в слиянии личности со вселенским Единством и Великой Пустотой. К VII - VIII вв. Тантризм делится на два направления: тантра йога Левой и Правой руки.

Левая рука или "ваджраяна" укоренилась в Тибете и дала богатый урожай парапсихологических и оккультных феноменов. Это направление характеризуется крайним экстремизмом и сексуальными оргиями, связанных с культом женских божеств. В Китае и Японии получил распространение тантризм Правой руки, значительно более умеренный и проповедующий философское слияние мужского и женского.

Кардинальным тезисом тантризма было признание трех таинств - мысли, слова и дела - нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной. Концепция предполагала, что мысль, слово, дело - есть различные проявления действительности Единого "самата". Следовательно, постижение Единого достигается медитаций, заклинаниями и физическими акциями. В свою очередь, единство имеет свою манифестацию в телесном, физическом мире ("Телесная мандала") и в метафизическом мире ("Алмазная мандала").

Мандала.

Путями к постижению единого и к слиянию с Великой пустотой, было чтения мантр, произнесение магических словесных формул (мантр) и воспроизведение магических жестов (мудр). Правильное сочетание путей - обретение сверхчеловеческого могущества.

В "Сутре Великого Будды Вайрочаны", каноническом памятнике тантризма, сказано:

"Следует знать, что тело именно тогда и станет телом Алмазной мудрости, когда уподобится ваджре, оружию богов,- тогда лишь станет оно крепким, истинно непоколебимым."

Важным аспектом в практике эзотерического буддизма было чтение извлечений из сутр (дхарани). В начале и в конце, а иногда и в середине дхарани содержались магические созвучия - мантры, часто даже не имевшие никакого семантического значения. Особенно большая роль отводилась мантрам в тибетском буддизме, но влияние из заметно также в китайском и японском тантризме, от которого протягивается нить ко многим воинским искусствам. Отголоски учения о мантрах легко обнаружить в теории цюань-шу, кэн-до, айки-до и карате. Чтение мантр обычно сопровождалось медитацией на мандалу, условную структурную схему макро- и микрокосмоса (схематическое изображение - янтру).

Шри Янтра.

Согласно догматам тантризма, звучание мантр вызывает в теле вибрационные колебания, различные ритмы которые могут порождать те или иные состояния разума, сознания. Мантры представляют собой также объекты медитации для разума. Их истинный смысл познается в процессе медитации за счет "прорастания семян - биджа", заключенных в созвучии.

Широко известна тибетская мантра "Аум манэ падмэ хум" (О! сокровище в лотосе!) способна проникать во все шесть сфер бытия и обеспечивать освобождение от бесконечного цикла рождений и смерти. Все звуки этой мантры соотносятся с определенными цветами: "Аум" - белый, "ма" - синий, "нэ" - желтый, "пад" - зеленый, "мэ" - красный, "хум" - черный. Цвета перекликаются с соответствующими стихиями и силами в природе.

Слова и мысли соприкасаются так же близко, как звук и жест. Спокойствие, бесстрашие внимательность - всего можно достигнуть в слиянии с Единым мировым началом через дхарани, мантру и мудру, дополненные медитацией.

mantrayoga@narod.ru
Hosted by uCoz